|
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ во второй младшей группе СПДС "Золотой ключик"
|
«Как Хрюша и Степаша узнали,
что такое горячее и что такое холодное»
Подготовила воспитатель 1 категории Шандер И.В.
Задачи:
o формировать умение обследовать предметы осязанием. Упражнять в
классификации их по признаку: «холодный», «горячий», «холодный- горячий»
одновременно.
o описывать свойства объекта с точки зрения данного признака.
o продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.
o прививать чувство осторожности при встречи с горячими предметами.
Методы и приёмы:
игра «Тайна двойного», символы, классификация, формулировка противоречий
на пассивном уровне.
Материал:
ширма, Хрюша, Степаша «игрушки», комната Хрюши, утюг, свеча, спички,
уголёк, лёд, кипятильник, молоток, картинки сизображением горячих и
холодных предметов (снеговик, снежинка, сковорода, мороженное, горящая
лампочка и не горящая, кастрюля, кастрюля на плите, из которой идёт пар,
сковорода на плите, два стакана, холодная, горячая вода, заварка, чашка,
три салфетки: синяя, красная, сине - красная, три стола.
Предварительная работа:
д/и «Хорошо- плохо»; «Наоборот»; «Холодно- горячо»;
нахождение горячих и холодных предметов в окружающей обстановке, на
картинках.
Ход .
Из-за ширмы появляется Степашка и Хрюша.
Хрюша весь дрожит: «Как холодно».
Степашка: «Холодно, холодно. Надо бы одеваться теплее. Сейчас налью в грелку горячей воды и согреешься.
С .- Ой, здравствуйте, ребята, как у вас тепло и красиво в группе. А посмотрите, что делается в квартире у Хрюши. Всё разбросано. Где уж тут найти грелку. Помогите нам пожалуйста навести здесь порядок»
В.-Поможем, ребята?
Д.-Да, поможем.
А Хрюшу пока согреем в одеяле.
(Дети помогают завернуть Хрюшу в одеяло).
(Воспитатель разбирает вещи в комнате Хрюши).
В.-Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синий стол, а горячие предметы будем ставить на красный стол.
В.- Что это такое. ( находит лёд).
Д.-Это лёд.
В.- Какой он, если его потрогать?
Д.-Лёд холодный.
В.- А это что такое? (находит уголёк).
Д.-Это уголёк.
В.- Какой он горячий! (воспитатель имитирует, что уголёк горячий, кладёт его на тарелочку).
В.- Можно трогать руками раскалённый уголёк?
Д.-Нет. Нельзя.
В.- А почему нельзя?
Д.-Уголёк горячий, можно обжечь руку.
В.- А можно положить лёд и уголёк рядом?
Д.-Нельзя.
В.- Почему, нельзя?
Д.-Лёд растает, а уголёк потухнет. Дети кладут лёд и уголёк на соответствующие столы.
В.- А это что такое?
Д.-Это молоток.
В.- На какой стол положим молоток?
Д.-На синий.
В.- Почему?
Д.-Молоток холодный.
Степашка достаёт из под стула утюг, говорит: «И утюг не на месте лежит».
В.- Ребята, на какой стол положим утюг?
Д.-На синий, утюг холодный.
В.-А всегда ли утюг бывает холодный?
Д.-Ещё бывает горячим.
В.- Когда утюг бывает горячим?
Д.-Когда его включают.
В.- Как узнать холодный утюг или горячий?
Д.-Нужно его потрогать.
В.-Трогать будем всей ладошкой или одним пальчиком?
Д.-Пальчиком чтобы не обжечься.
В.- Давайте потрогаем утюг, он весь горячий?
Д.-Горячая только подошва, а ручка у утюга холодная. И холодный и горячий.
В.-Значит какой это утюг?
Д.-Часть – горячая, часть- холодная. Куда же нам его поставить?
Д.-На сине- красный стол.
Степашка: « Посмотрите, я ещё что то нашёл».
В:- Что это такое, ребята?
Д.-Это свеча.
В.-Потрогайте, какая она?
Д.-Холодная.
В.- На какой стол поставим свечу?
Д.-На синий.
В.- А бывает свеча горячей?
Д.-Когда на ней горит огонёк.
В.- Свеча горячая только там, где горит огонёк, а нижняя её часть остаётся холодной.
На какой же стол поставим эту свечу?
Д.-На сине- красный. Свеча бывает и холодной и горячей.
В.-Ребята, посмотрите, а у Хрюши и картинки все на полу раскиданы, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на них нарисовано и разложите их каждую на свой стол.
Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке и почему кладёт на этот стол.
В- Хрюша сильно кашляет. Совсем разболелся наш Хрюша. Грелку в его квартире мы так и не нашли. Как можно ещё согреть Хрюшу?
Д.-Напоить его горячим чаем.
В.- у нас есть два стакана с водой, как узнать в каком стакане горячая вода, а в каком холодная вода?
Д.-Нужно потрогать воду.
В.- А глазками можно увидеть?
Д.-Да. Где поднимается пар, там горячая вода.
В.- Правильно. Давайте заварим чай и напоим Хрюшу горячим чаем, чтоб он согрелся и не заболел. Степашку тоже угостим чаем, ведь он помогал нам наводить порядок в комнате Хрюши.
( дети угощают гостей чаем).
Гости благодарят детей за чай и уходят.
В.-Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают холодными и горячими, а некоторые предметы могут быть одновременно и горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.
|