|
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы СПДС "Золотой ключик"
|
Провела: воспитатель высшей квалификационной категории Стенькина В.А.
Опыт N 1. «Эксперимент с апельсином».
Цель: через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.
Задачи:
· Совершенствовать умения изучать окружающий мир всеми органами чувств.
· Закрепление знаний детей о фруктах: апельсин.
· Закрепление знаний о цветах, геометрических фигурах.
· Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов.
· Использовать опыт для нахождения истины.
· Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.
Ход:
Знакомство с апельсином.
Загадка:
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)
Далее… дети определили, геометрическую форму апельсина. (Круг)
Назвали цвет апельсина. (Оранжевый).
А так же… стали дети размышлять и дискуссировать на мой вопрос: «Как получить оранжевый цвет, если в красках такого цвета нет. А вам он нужен.
Дети увидели результат смешивания красок на палитре красного и желтого цвета.
Развитие слухового восприятия.
Потом мы совместно определили, что апельсин не звенит. А значит, он беззвучный. Дети, сами проверяли…
Развитие тактильного восприятия.
Чтобы лучше узнать апельсин, я предложила детям ощутить на ощупь апельсин и яблоко. И выявить гладкая или шероховатая поверхность у этих фруктов. Я предложила им закрыть глаза, проводя поочередно рукой то по яблоку, то по апельсину. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Задала детям вопрос: «Как вы думаете, апельсин тонет в воде или нет? » Дети, путем обсуждения решали этот вопрос. В итоге, мнения детей разошлись. Потом, я детям рассказала о плавательном жилете, задала наводящий вопрос: «Для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? » Тут дети и ответили сразу же. «Чтобы не утонуть» Вот я им и рассказала, что кожура у апельсина – это то- же самое, что и жилет для человека.
Предложила детям попробовать, так ли это на самом деле. Защищает ли в воде кожура апельсин?
Познакомила я детей и с кожурой апельсина. Рассказала, что кожура, кроме общеизвестного хозяйственного применения на цедру, настои, варенье и т. п., идет ещё на приготовление апельсиновое масло.
Очистила апельсин от кожуры.
Напомнила, всё тот же пример с жилетом спасательным.
И вот, апельсин пошел ко дну.
Развитие вкусового восприятия.
Дала попробовать сок ребятам.
Опыт N 2. «Эксперименты с бумагой и тканью».
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги, ткани.
Задачи:
· Уточнять и расширять представления детей о бумаге, ткани, разных видах, качествах и свойствах.
· Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).
· Заинтересовать детей работой с бумагой, тканью.
· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
· Словарная работа: развивать словарь по данной теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
· Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения.
Ход:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц.
В: Дети, сегодня будем говорить о качестве, свойствах и видах бумаге и ткани.
В: Обратите внимание на полоски бумаги, ленточки из ткани, лежащие перед вами.
Какого цвета бумага? А ленточки?
Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). А ленточки?
Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей). Сомните ленточку.
Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
Правильно, ребята, бумага мнется сильнее, чем ткань.
Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Повторение эксперимента с тканью. Вывод: ТКАНЬ МНЕТСЯ, ЛЕГКО РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
В: Возьмите ножницы и разрежьте бумагу, ткань.
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА И ТКАНЬ ЛЕГКО РЕЖУТСЯ НОЖНИЦАМИ.
А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. А ЛЕНТОЧКА НЕ РВЕТСЯ.
В: Ребята, сейчас мы положим наши ленточки из ткани, и из бумаги в тазы. Дадим им намокнуть (30 сек.). А теперь вытащим, выжмем, попробуем их разгладить. Смотрите, бумага порвалась и не разглаживается, ленты окрасили нашу воду.
А теперь вытащим наши ленточки из ткани: они тоже намокли, но не порвались, их можно высушить и погладить.
- Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая) .
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
В: Что вы узнали о бумаге и о ткани нового, интересного?
|