Роль проектной деятельности
в воспитании детей дошкольного возраста
с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ).
В настоящее время в различных видах деятельности человека применяются методы стимулирования творческого процесса, позволяющие повысить его эффективность. В большинстве новейших теорий, разрабатывающих проблему интеллекта, мышление рассматривается как система интеллектуальных операций, генетически связанных с практическими действиями. Решающее значение в процессе мышления играет субъективный фактор, так как мыслит реальный человек, для деятельности которого характерно единство эмоционального, волевого и интеллектуального начал. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши чувства.
Процесс мышления связан с понятием формирование культуры мышления, которая возможна только как итог развития, воспитания и научения, в результате чего создаются продукты творчества. Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений. Такое воздействие на субъекта в обществе должна выполнять прежде всего система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни. Обучению мышлению, или формирование культуры мышления, непосредственно в учебном процессе будет происходить тогда, когда учебный материал вводится не как описательный, а как содержащий реальную проблему. Этому как раз способствует реализация концепции проектной деятельности. Важнейшим моментом такого учебного процесса является переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями. (ТРИЗ) /1/.
Основной целью педагогики как науки об обучении была подготовка кадров для осуществления всех технологических операций на любом участке функционирования общества как социальной и производственной структуры. Еще столетие назад человек рождался и жил в окружении объектов, созданных его руками и практически не изменяющих на протяжении всей его жизни. Внедрение принципиально новых технологий растягивалось на достаточно длительный период, и подготовка кадров для их обслуживания не представляла особых проблем. С конца 19-го века мир объектов вытесняется миром процессов: каждое новое поколение появляется в окружении одних объектов, а уходит при совершенно других. Конец 20-го и начало 21-го веков характеризуется стремительным совершенствованием технологий практически во всех областях науки и техники. Такой темп научно-технического прогресса предъявляет очень жесткие требования к уровню персонала, обслуживающего данные технологии. Старые знания и навыки оказываются ненужными, и возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков. Возникает устойчивая тенденция увеличения расходов на переподготовку персонала. Но не все люди имеют устойчивую потребность в интеллектуальной активности. Как писал Генри Форд «Мы постоянно должны искать людей, которые любили бы дело ради его трудности». «Любовь к делу ради его трудности» наблюдается у тех, кого принято называть « творческими личностями», кто обладает творческим мышлением. А развить в личности, заложенные природой задатки и сформировать навыки творческого мышления, причем с самого раннего детства, может только образование.
До настоящего времени педагогика шла за потребностями общества, удовлетворяя их порой со значительным опозданием. Темп современного научно-технического прогресса ставит перед системой образования принципиально новую задачу: сформировать личность исполнителя, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии, как на рабочем месте, так и во всей технологической цепочке, на протяжении всей своей жизни. Тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного курса, еще с дошкольных учреждений, и будут продолжаться на протяжении всей трудовой - творческой! – деятельности личности. Основой творческого процесса является воображение – как бессознательная способность комбинировать факты новыми способами /2/. В отличие от мышления, которое оперирует понятиями, воображение оперирует образами. Особенности воображения – способность оперировать образами и преобразовывать их в условиях отсутствия полноты информации – дают основание многим авторам, указывая на воображение как на основу человеческого творчества, связывать его развитие с общим психическим развитием ребенка. В дошкольном возрасте воображение является центральным психологическим новообразованием /3/.
В настоящее время широко разрабатываются пути и методы формирования воображения в дошкольном возрасте. Одна из таких методик РТВ (развитие творческого воображения). Психологической спецификой содержание функции воображения в данном возрасте являются четыре основных компонента: - опора на наглядность;
- использование прошлого опыта;
- наличие особой внутренней позиции (умение создавать собственные планы – замыслы);
- умение гибко использовать ранее полученные знания, творчески применять их в зависимости от конкретных условий и обстоятельств.
Для развития воображения необходимо создание предметной среды, внутри которой ребенок будет иметь возможность воображать, придумывать и творить. Чтобы ребенок мог в окружающей действительности самостоятельно находить и выделять проблемные ситуации и задачи, его деятельность должна быть соответствующим образом организована. Но любая, самым замечательным образом организованная предметная среда останется мертвой без главного действующего лица в процессе воспитания – творческой личности воспитателя.
Формированию у детей творческого мышления и воображения в детских дошкольных учреждений призвана реализуемая во многих детских садах проектная деятельность. Однако зачастую эта деятельность несет ряд проблем, которые не всегда учитывают все вышеупомянутые методики и теории. Эти проблемы не позволяют, в полной мере, достичь желаемых результатов в творческом развитии детей. Такими проблемами, на мой взгляд, являются:
1. Недостаточный учет роли родителей (бабушек и дедушек) в проектной деятельности детей, а в некоторых публикациях вообще о родителях ничего не говорится. Конечно, уровень родителей не всегда соответствует требованиям предъявляемой технологией проектной деятельности. Родители хотят чтобы их дети были интеллектуально развиты во всех областях, но ничего для этого не делают, не могут быть примером ни в речевом, ни в креативном отношении. Необходимо шире привлекать родителей к проекту, над которыми работают их дети, с учетом их профессий, месту работы, или личных хобби и интересов. Нужно изучать самих родителей, их предпочтения и увлечения. Кроме того, некоторые родители занимают откровенно отрицательную позицию по отношению к мероприятиям проводимых в детском саду и не хотят в них участвовать, мотивируя занятостью, или тем, что мы вам отдали детей вот и пускай этим занимаются одни воспитатели. Таких родителей крайне трудно привлечь к проектной деятельности детей. В этом случае можно их увлечь проектной деятельности, подбирая детям темы, связанные с профессией или интересами их родителей.
2. Многие дети имеют недостаточный уровень знаний и навыков в предлагаемых темах проектной деятельности, а некоторые вообще низкий уровень, что часто связано с теми же родителями, которые не имеют желания заниматься с детьми. Поэтому, с такими детьми необходимо проводить игровые упражнения по темам, по которым предполагается реализация проектов. Особенно нужно уделять внимание (играм) на развития воображения.
3. Очень серьёзные трудности связаны с подготовленностью самих воспитателей. Несмотря на достоинства технологии проектной деятельности, данная технология имеет ряд существенных ограничений в использовании в практике дошкольного образования. Не каждый педагог сможет быстро и качественно овладеть этой методикой. При этом воспитателя нельзя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Это должно быть решением самого педагога. Однако это не всегда выполняется и воспитатели под влиянием тех или иных обстоятельств берутся за реализацию проектной деятельности, не имея достаточной подготовки и главное не обладая собственной креативностью (творческим мышлением) и воображением. Хуже когда самого педагога нельзя отнести к творческой личности. В этом случае вместо положительного эффекта получаются прямо противоположные результаты. Сам воспитатель должен «гореть» различными идеями, заражать собственным примером и вдохновением детей на выполнение проекта по избранной теме. Ведь развить творческие начала в детях, то есть воспитать творческую личность может только творческая личность воспитателя.
У нас в детском саду заниматься технологией ТРИЗ начали с октября 2010 г. Для того чтобы помочь детям освоить методику проектной деятельности, собрали копилку детских интересов и вопросов, и, отталкиваясь от неё, начали организацию педагогических проектов. Проекты общепедагогические, но каждый ребенок включается в свой проект индивидуально, занимается тем, что ему нравится.
В подготовительной группе дети с интересом восприняли занятия ТРИЗ, сначала изучили признаки, составляли лимерики, загадки, метафоры, затем плавно перешли к составлению сказок описательного характера: начинали с подбора предметных картинок по действиям; использовали метод каталога; проводили игры перед составлением сказки. Очень нравится детям, когда заучивали стихи способом моделирования, при котором включаются в работу 90% всех детей группы. В результате этого метода развивается связная речь, мышление, память. Собирая картотеку по интересам, дети занимались исследовательской деятельностью. В результате были созданы и проведены педагогические проекты «В гостях у Агнии Барто», « Мир космоса», в которых дети были ведущими разработчиками, решали сами поставленные проблемы. Далее в ходе реализации педагогических проектов, в группе детей выделились наиболее заинтересованные ребята, которые продолжили тему своим индивидуальным проектом. В этом проекте ребенок сам решает возникшую у него проблему.
Работая над педагогическим проектом «В гостях у Агнии Барто», в котором дети знакомились с историей творчества Агнии Барто, с её знакомыми и незнакомыми стихами, Оля Т., воспитанница подготовительной группы, выделила основные темы стихов А.Барто и особенности построения сюжета, предложила свой алгоритм создания стихотворных текстов. Оля сама захотела сочинять стихи. С помощью воспитателя стала собирать копилку рифмованных предметов, рифмованных действий (карточки) затем рифмуя ещё пары слов, из рифмующих пары слов составили двухстрочные рифмованные фразы. В результате получился индивидуальный детский проект «Я и мои друзья». Итогом стала выставка книжек-самоделок Олиных стихов о детском садике, о своих друзьях.
В старшей группе работая над общим педагогическим проектом «Наши руки не для скуки», дети исследовали трудовую деятельность взрослых, затем сами заинтересовались, а что могут делать наши руки. Для этого собрали копилку детских интересов, составили морфологическую таблицу, проанализировали собранную информацию, сделали выводы и в результате получился собственный продукт- творческую выставку поделок. В ходе реализации этого проекта выделились две девочки, которые продолжили тему своими индивидуальными проектами: «Катя-рукодельница», «Полезная пицца», где они отразили свой индивидуальный интерес и сами решали возникшие проблемы. Стоит отметить, что у девочек диагноз общее недоразвитие речи 3 уровня, девочки были замкнутые, не шли на контакт с коллективом , были скованны, благодаря работе над проектом у детей сформировалось умение работать с собранной информацией, выделять главное , представлять свой результат работы на публику, появилось желание общаться и дальше продолжать начатою деятельность.
Проектная деятельность играет огромную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Ребёнок с самого рождения самостоятельно исследует окружающий его мир, естественно на своем уровне. Долг родителей и воспитателей постоянно воспитывать и развивать в ребенке потребность в постоянном изучении и нахождении собственных ответов на возникающие вопросы.
Таким образом , формируется креативная личность ребёнка.
Список использованной литературы.
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. (Второе доп. изд.). – Новосибирск: Наука, 1991. – 224 с.
2. Меерович М.И. Теория решения изобретательских задач / М.И.Меерович, Л.И.Шрагина. – Минск: Харвест, 2003. – 428 с.
3. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. – М.:МГУ, 1989. – 184с.
Шишлина Надежда Григорьевна
воспитатель I категории ГБОУ СОШ села Подстепки,
СПДС «Золотой ключик»
|