Детки в розетке
Следует отметить, что когда дело касается компьютеров, дети нас не понимают. Вы можете уйти рано утром и вернуться к ужину, а родное чадо безнадзорное, погрузившись в погоню за монстрами, так и не заметит, сколько прошло времени.
И сколько бы мы не твердили о психических перегрузках, усталости, о вреде всяческих излучений, красных глазах и искривленном позвоночнике, это никого из них не проймет. ПОЧЕМУ это происходит? Все дети живут настоящим, и то, что захватывает их сейчас гораздо важнее всего, что случится «потом» в каком-то абстрактном будущем. Даже в тот момент, когда вы читаете очередную нотацию, а ребенок кивает головой, думает при этом он совсем о другом «Когда же это закончится и можно будет поиграть». А дети играли, играют и будут играть.
· Что на самом деле выводит нас из себя, когда наше прелестное чадо не отрывается от экрана?
· Что в наших тревогах реально, а что навеяно модой, СМИ и общественным мнением?
· Как понять, когда надо вмешиваться?
· Как определить, не перерастет ли просто интерес в фатальную зависимость и не пора ли принимать меры?
· Действенные меры – какими они должны быть, чтобы поле дома не превратилось в поле сражения?
Итак, родители в вопросе относительно компьютерной проблемы, делятся на три лагеря: (Можно проголосовать)
1. Проявляя родительскую волю, запрещают играть, отнимают, ставят кучу паролей, всячески воюют и борются против компьютера. Можно, конечно, и повоевать, но стоить помнить, что в любой войне есть победители и побежденные, между которыми не может быть нормальных отношений. А там, где нет нормальных (добрых, доверительных, основанных на любви и уважении) отношений, там не бывает настоящей семьи.
2. Есть еще один вариант: махнуть на это дело рукой. Некоторые родители так и поступают. Ведь выросло же целое поколение детей на тех же компьютерных играх – и ничего. Но где гарантия, что именно ваш ребенок, с детства подсевший на телевизор или тот же компьютер вовремя очнется и вернется в реальный мир, и пагубные последствия этих увлечений не скажутся на его здоровье и психике?
3. Родители, осознавшие всю мощь данной проблемы, перепробовавшие разные способы, родители, которые задают вопрос не «Кто виноват?», а «Что делать?». Они не сидят, сложа руки, не отмахиваются от проблемы, они думают, ищут, а кто ищет, тот всегда найдет. Тут главное захотеть понять своего ребенка. И попытаться что-то сделать по-новому, найти свой подход.
И проблема в том, что начинать надо с себя. Менять и меняться – это самое трудное. Всегда хочется изменить другого. ПОЧЕМУ? Потому, что как только вы за кого-то возьметесь, вы перекладываете на этого другого две вещи: вину и ответственность. Тогда, если что-то не получится, всегда можно обвинить кого-то. Родители вечно чувствуют себя виноватыми в неудачах своих детей. Чаще всего мы не «отключаем ребенка от розетки», потому, что не хочется ссориться и снова воевать. И ребенок пользуется этим: сидит и играет, и попутно делает выводы о родительской мягкотелости. А в это время мама на кухне потихоньку заводится: «и что же я за мать такая, не могу повлиять на сына». А от вины можно избавиться только деланием.
Что привлекает ребенка в виртуальном мире, будь-то компьютере или телевизоре?
· Простота и доступность. Нажал кнопочку и смотри. Это проще, чем читать книги, разгадывать головоломки или строить снежную крепость). Это к вопросу, почему дети так мало читают.
· Это интересно. А то, что интересно ни один нормальный ребенок не пропустит. Жизнь за экраном всегда немножко другая. Ярче, насыщенней, интересней. Словно мы попадаем «туда», в тот придуманный мир, становимся его частью. На это покупаются взрослые, что уж говорить о детях. Впрочем, большой беды тут нет, если это не становится единственным развлечением и смыслом.
· Ребенок уходит в виртуальный мир, потому, что здесь он – властелин и хозяин. Игры создают у человека ощущение своей почти магической власти. Всего несколько движений руки – и ты хозяин нового мира. Здесь подвластные тебе, прыгают Деды Морозы, разбегаются куры, совершаются подвиги. На взрослых ребенок всегда вынужден смотреть снизу вверх. У взрослых есть и власть, и свобода действий, и свобода выбора. Хозяева мира – взрослые, а дети всегда остаются в подчиненном положении. А здесь – в компьютере – ты абсолютный хозяин и никто не стоит над тобой.
· Ребенок уходит в виртуальный мир, потому что это мир фантазии и вымысла. Здесь оживают их фантазии и страхи. Дети любят осваивать новые места. Ребенку действительно важно познавать на опыте и убедиться в непрерывности пространства, и расширять, и осваивать его и оставлять на нем свои метки. ПОЭТОМУ многие дети часто играют один уровень по нескольку раз, проходя одно и то же снова и снова. Сделать пространство «своим». Взрослые же всегда спешат, к тому же они не привыкли считаться с желаниями детей. И потому они водят их своими дорогами, протоптанными и удобными. А вот компьютер не скажет: туда нельзя.
· Здесь можно реализовать свои желания и мечты. Здесь никто не скажет «ты еще мал». Можно делать то, что в реальной жизни нельзя: ездить на машине, что-то взрывать, драться, наряжаться, перевоплощаться, можно реализовать свою тягу к подвигам и приключениям.
· Ребенок уходит в виртуальный мир, потому, что здесь он – супергерой. Желанием быть «супер» вполне нормально для детей, особенно для мальчиков. Они отождествляют себя с одним из ведущих героев, примеряют его маску, его мужество, его супер способности. У героя множество жизней, если что-то не получилось, проиграл, можно вернуться на тот же уровень. Посмотрите, каких героев выбирает ваш ребенок. Это поможет вам понять, что сейчас пытается ваш ребенок узнать о себе.
· Ребенок уходит в виртуальный мир, чтобы «разрядиться», снять напряжение, сбросить дурные эмоции. Ведь дети так же переживают, страдают, и часто живут в таком же стрессовом состоянии, что и взрослые. Не каждый умеет освобождаться от вредных эмоций социально приемлемым способом. Виртуальные игры помогают детям сбросить их в тот, виртуальный мир, не рискуя напороться на новые неприятности в этом реальном.
· Компьютер помогает ребенку одновременно исследовать два разных мира: собственный внутренний мир (проигрывая разные роли, пробуя свои силы и возможности – то превращаясь в монстра, то обернувшись стратегом) и внешний, тот, что за порогом родного дома.
Почему ребенок играет и не хочет остановиться?
Для начала стоит заменить «не хочет» на «не может». Это важно: ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ. Когда понимаешь – перестаешь сердиться и нервничать, и исчезает страстное желание оттащить игрока от компьютера. И понимаешь, что важно не оттащить, а помочь вернуться в реальный мир, и захотеть оставаться в нем.
Все дело в том, как устроена наша вегетативная нервная система. Не углубляясь в теорию, рассмотрим процессы «возбуждения» и «торможения». Они, включаясь поочередно, побуждают к действию, заставляют наш организм работать на всю катушку или расслабляют, дают организму отдохнуть.
У взрослого человека психические процессы довольно-таки устоявшиеся, а у детей – пока нет. ПОЭТОМУ во время игры на компьютере в голове ребенка возникает такой сильный очаг возбуждения, что все посторонние раздражители, в том числе и ваши замечания, действуют как раздражитель и – усиливают желание играть.
Когда ребенок перегрузился или наступило «перевозбуждение», он не может остановиться сам. Если же вы «отключаете» его насильно, это «возбуждение», естественно, тут же выльется на вас. Поэтому очень важно соблюдать режим и гигиену работы на компьютере. Медики не рекомендуют ребенку дошкольного возраста играть в компьютер каждый день: через день (15-20 мин).
И еще несколько разумных советов:
- Учим ребенка разумно пользоваться компьютером. Объясняем, что он не только и не столько для развлечений, а еще и выполняет множество других очень полезных вещей.
- На увлечение ребенка смотрим с его точки зрения, а не только со своей, стараемся понять, чем так привлекает его виртуальный мир.
- Не оттаскиваем, не запрещаем, а находим альтернативное занятие, и полезное, и приносящее положительные эмоции ребенку.
- При любых недоразумениях, возникающих вами и ребенком, помним, что мы союзники, а не соперники.
- Выделите время на тесное общение с ребенком (15-20 мин) в день.
- Чаще обнимайте, гладьте ребенка. Малыши мгновенно отзовутся на ласку.
- Придумайте добрый полезный ритуал, традицию.
- То, чего вы хотите добиться от своего ребенка, начинайте делать сами.
- Найдите общее дело, которое доставляло бы удовольствие не только ребенку, но и родителю. Дети чувствуют фальш.
Родители для маленьких детей – идеал, не критикуемый и принимаемый целиком и полностью, со всеми достоинствами и недостатками – целиком. С одной стороны – это здорово, а с другой, – какая ответственность! Ведь именно в этом возрасте закладывается основа основ: чем заниматься, настолько быть искренним, как относиться к людям, насколько доверять этому миру. То, что вы заложите сейчас, окупится в будущем. Ведь капризы дошкольника чаще всего от скуки, от недостатка родительского внимания, которое он старается привлечь.
Подготовил: педагог – психолог высшей категории Шмидт О.Г.
|