Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Эксперементально-исследовательская деятельность детей


ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
 
Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша. Материалом для исследования ребенка является глина, почва, вода, песок, воздух, камни. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе простейших опытов и экспериментов.
 
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
 
Оборудование для исследования
 
Материал подлежащий исследованию
·        Прозрачные и непрозрачные емкости ( пластиковые бутылки, стаканы, ковшики, кружки)
·        Мерные ложки, колбы, пробки, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки
·        Пипетки с закругленными концами, шприцы пластиковые ( без игл)
·        Резиновые груши разного размера
·        Гибкие пластиковые, резиновые трубочки
·        Взбивалки, деревянные лопаточки, шпатели, деревянные палочки
·        Пинцеты, разные прихватки
·        Пластиковые контейнеры
·        Рулетка, портновский метр, линейки, треугольники
·        Весы, компас, песочные часы, фонарики, микроскоп, свечи, термометры, ножницы
·        Фартуки клеенчатые, нарукавники, щетки, совки
·        Керамические ступки с пестиком
·        Цветные прозрачные стеклышки
·        Лупы с разным увеличением, зеркала, магниты
·        Барометры, флюгеры, секундомер, спиртовки, губки поролоновые
·        Совочки, рыхлители, лопатки, грабли, лейки, носилки, маркеры
·        Схемы этапов работы, карточки для исследовательской деятельности
 
·        Пищевые материалы: рис, изюм, сахар, соль, мука крахмал, кофе, активированный уголь, чай
·        Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн)
·        Йод , марганец, зелень бриллиантовая, тушь, акварельные краски
·        Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов, шишки, перья, ракушки
·        Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина
 
 
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
·        Экскурсии;
·        Прогулки;
·        Путешествия;
·        Трудовая деятельность;
·        Наблюдения;
·        Опыты;
·        Эвристические беседы;
·        Постановка и решение вопросов проблемного характера;
·        Наблюдения;
·        Моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе);
·        «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
·        использование загадок, поговорок, стихов;
·        подражание голосам и звукам природы;
·        дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
·        трудовые поручения, действия
 
ЭТАПЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
 
·        определение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
·        поиск и предложение возможных вариантов решения;
·        выбор материала (непосредственное проведение исследования);
·        обобщение полученных данных;
·        выводы
 
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
·        вода
·        ветер – воздух
·        песок, глина, камни
·        явления неживой природы
·        живая природа
 
 
Конспект занятия
 с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
ТЕМА: «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»
Задачи:
1.     Обобщить знания детей о различных агрегатных состояниях воды
( лед, пар, вода).
2. Учить устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.
3. Воспитывать любознательность при изучении явлений природы.
 
Методические приемы: ММЧ, опыты, метод мозгового штурма.
Материал: Стакан воды с кипятильником, блюдце с водой, кусок льда, пипетка, стекло, пульверизатор.
Предварительная работа: Наблюдение за различными агрегатными состояниями воды, опыты по получению льда и его таянию, чтение детской познавательной литературы: «Почемучка», «Детская энциклопедия», «Спроси меня и я отвечу»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Послушайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто к небу улетает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода).
- Докажите свой ответ: где еще обитает вода? Когда она летает и когда падает?
- Ребята, вспомните опыт с носовым платком: мы мокрый носовой платок положили на батарею, и через некоторое время он стал сухим. Куда вода делась? (испарилась).
- А нам видно как она испаряется? Почему же не видно как испаряется вода? (гипотезы детей). Давайте проверим кто прав.
- Посмотрите, я капнула на стекло из пипетки капельку воды, она маленькая? А можно еще меньше сделать? Вот я брызнула из пульверизатора. Капельки меньше получились? А как еще меньше можно сделать капельки? (подышать на стекло). Посмотрите, какие маленькие капельки получились, их даже нельзя различить каждую в отдельности. Их можно еще меньше разделить и это будут уже не капельки, а маленькие человечки. Эти человечки могут стоять на месте и не двигаться. Посмотрите на стол и скажите: где человечки сейчас двигаются быстрее всех, где медленнее, а где стоят на месте: в стакане с кипящей водой, в блюдечке с обычной водой или в кусочке льда?
Значит, как можно заставит человечков двигаться еще быстрее? (нагреть воду).
Кто догадался, что нужно сделать с водой, чтобы остановить ее? (заморозить). Верно, в кусочке льда человечки сейчас встали и крепко держатся за руки, прижавшись, друг к другу.
Но посмотрите, что происходит со льдом? (он тает). От чего он тает? (от тепла).
Как же ведут себя человечки, где лед подтаял и почему? (они стали двигаться, отодвинулись друг от друга, им становится теплее, они уже отпустили руки, стали двигаться быстрее, подпрыгивать, выпрыгивать и улетать, превратившись в пар).
А почему мы не видим, как испаряется вода из блюдца и видим как она испаряется из стакана с кипящей водой? (Из блюдца человечки вылетают по одному, они очень маленькие, невидимые, а из стакана с кипящей водой их отрывается с поверхности много, воздух холоднее и они сразу объединяются в маленькие капельки). Давайте попробуем смоделировать все, о чем сейчас говорили. Представьте себе, что вы – маленькие человечки. И вы весело прыгаете. Что вы сейчас из себя представляете? (пар).
Но вот стало прохладно (вы залетели высоко в небо, там всегда холоднее и что с ними произошло, покажите?) (дети берутся за руки). Но вдруг, появился мороз и заморозил человечков (Что с ними стало?) (они прижались друг к другу и остановились). Мороз исчез. Потеплело. Что произошло с нашими человечками? (покажите). А когда стало жарко, что произошло?
- Ребята посмотрите вокруг. Все, что нас окружает, состоит тоже из маленьких человечков: твердых, жидких и газообразных.
 
Домашнее задание: понаблюдать за бельем, которое вывешивается на мороз. Ответить на вопросы: Почему белье замерзает на морозе? Куда исчезает вода, когда белье становится сухим?
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Сорокина Р.Р.
 
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области