|
Эксперементально-исследовательская деятельность детей
|
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Известно, что ознакомление, с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша. Материалом для исследования ребенка является глина, почва, вода, песок, воздух, камни. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе простейших опытов и экспериментов.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Оборудование для исследования
|
Материал подлежащий исследованию
|
· Прозрачные и непрозрачные емкости ( пластиковые бутылки, стаканы, ковшики, кружки)
· Мерные ложки, колбы, пробки, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки
· Пипетки с закругленными концами, шприцы пластиковые ( без игл)
· Резиновые груши разного размера
· Гибкие пластиковые, резиновые трубочки
· Взбивалки, деревянные лопаточки, шпатели, деревянные палочки
· Пинцеты, разные прихватки
· Пластиковые контейнеры
· Рулетка, портновский метр, линейки, треугольники
· Весы, компас, песочные часы, фонарики, микроскоп, свечи, термометры, ножницы
· Фартуки клеенчатые, нарукавники, щетки, совки
· Керамические ступки с пестиком
· Цветные прозрачные стеклышки
· Лупы с разным увеличением, зеркала, магниты
· Барометры, флюгеры, секундомер, спиртовки, губки поролоновые
· Совочки, рыхлители, лопатки, грабли, лейки, носилки, маркеры
· Схемы этапов работы, карточки для исследовательской деятельности
|
· Пищевые материалы: рис, изюм, сахар, соль, мука крахмал, кофе, активированный уголь, чай
· Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн)
· Йод , марганец, зелень бриллиантовая, тушь, акварельные краски
· Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов, шишки, перья, ракушки
· Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина
|
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
· Экскурсии;
· Прогулки;
· Путешествия;
· Трудовая деятельность;
· Наблюдения;
· Опыты;
· Эвристические беседы;
· Постановка и решение вопросов проблемного характера;
· Наблюдения;
· Моделирование (создание моделей, в частности, об изменениях в неживой природе);
· «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
· использование загадок, поговорок, стихов;
· подражание голосам и звукам природы;
· дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
· трудовые поручения, действия
ЭТАПЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
· определение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
· поиск и предложение возможных вариантов решения;
· выбор материала (непосредственное проведение исследования);
· обобщение полученных данных;
· выводы
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
· вода
· ветер – воздух
· песок, глина, камни
· явления неживой природы
· живая природа
Конспект занятия
с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
ТЕМА: «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»
Задачи:
1. Обобщить знания детей о различных агрегатных состояниях воды
( лед, пар, вода).
2. Учить устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.
3. Воспитывать любознательность при изучении явлений природы.
Методические приемы: ММЧ, опыты, метод мозгового штурма.
Материал: Стакан воды с кипятильником, блюдце с водой, кусок льда, пипетка, стекло, пульверизатор.
Предварительная работа: Наблюдение за различными агрегатными состояниями воды, опыты по получению льда и его таянию, чтение детской познавательной литературы: «Почемучка», «Детская энциклопедия», «Спроси меня и я отвечу»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Послушайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто к небу улетает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода).
- Докажите свой ответ: где еще обитает вода? Когда она летает и когда падает?
- Ребята, вспомните опыт с носовым платком: мы мокрый носовой платок положили на батарею, и через некоторое время он стал сухим. Куда вода делась? (испарилась).
- А нам видно как она испаряется? Почему же не видно как испаряется вода? (гипотезы детей). Давайте проверим кто прав.
- Посмотрите, я капнула на стекло из пипетки капельку воды, она маленькая? А можно еще меньше сделать? Вот я брызнула из пульверизатора. Капельки меньше получились? А как еще меньше можно сделать капельки? (подышать на стекло). Посмотрите, какие маленькие капельки получились, их даже нельзя различить каждую в отдельности. Их можно еще меньше разделить и это будут уже не капельки, а маленькие человечки. Эти человечки могут стоять на месте и не двигаться. Посмотрите на стол и скажите: где человечки сейчас двигаются быстрее всех, где медленнее, а где стоят на месте: в стакане с кипящей водой, в блюдечке с обычной водой или в кусочке льда?
Значит, как можно заставит человечков двигаться еще быстрее? (нагреть воду).
Кто догадался, что нужно сделать с водой, чтобы остановить ее? (заморозить). Верно, в кусочке льда человечки сейчас встали и крепко держатся за руки, прижавшись, друг к другу.
Но посмотрите, что происходит со льдом? (он тает). От чего он тает? (от тепла).
Как же ведут себя человечки, где лед подтаял и почему? (они стали двигаться, отодвинулись друг от друга, им становится теплее, они уже отпустили руки, стали двигаться быстрее, подпрыгивать, выпрыгивать и улетать, превратившись в пар).
А почему мы не видим, как испаряется вода из блюдца и видим как она испаряется из стакана с кипящей водой? (Из блюдца человечки вылетают по одному, они очень маленькие, невидимые, а из стакана с кипящей водой их отрывается с поверхности много, воздух холоднее и они сразу объединяются в маленькие капельки). Давайте попробуем смоделировать все, о чем сейчас говорили. Представьте себе, что вы – маленькие человечки. И вы весело прыгаете. Что вы сейчас из себя представляете? (пар).
Но вот стало прохладно (вы залетели высоко в небо, там всегда холоднее и что с ними произошло, покажите?) (дети берутся за руки). Но вдруг, появился мороз и заморозил человечков (Что с ними стало?) (они прижались друг к другу и остановились). Мороз исчез. Потеплело. Что произошло с нашими человечками? (покажите). А когда стало жарко, что произошло?
- Ребята посмотрите вокруг. Все, что нас окружает, состоит тоже из маленьких человечков: твердых, жидких и газообразных.
Домашнее задание: понаблюдать за бельем, которое вывешивается на мороз. Ответить на вопросы: Почему белье замерзает на морозе? Куда исчезает вода, когда белье становится сухим?
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Сорокина Р.Р.
|