Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Народная сказка в системе воспитания дошкольников


Консультации для педагогов.
 
1.   Роль сказка - терапии  в воспитании детей дошкольного возраста
 
Сказка- терапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром ,развития речи детей, умение отвечать на вопросы, пересказ и т.д.
 
Выявляют несколько приемов работы над сказкой:
·       рассказывание сказки по определенной проблеме
·       обсуждение сказки, ответы на вопросы
·       высказывание ребенком своего мнения об услышанном
·       сочинение новой концовки сказки
·       рисование
·       драматизация сказки
Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задают вопросы:
·       как вы думаете, о чем ( про что, кого) эта сказка?
·        кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
·       как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
·       придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?
·       как вы думаете, если в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие), что это была бы за сказка?
·       Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
 
Практический материал предоставляется в виде картотеки сказок, книжек – самоделок, видеозаписей, книг , разных видов театра, фотографий и т.д
 
Технология использования «сказка -терапии» в играх может быть представлена в несколько этапов:
 
1.    знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций)
2.    знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок)
3.    подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрыванию сюжета сказки, театрализованной игры
 
Все игры   организуются с учетом основных педагогических принципов:
·       надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятельность самих детей
·       воздействуя на ребенка через игру, воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет роль только организатора и регулятора взаимоотношений
·       игра, конечно, ведущий вид деятельности. В частности, продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в развитие личности.
  
2.   Театр и театрализованные игры в детском саду.
 
Дошкольники, как правило , бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол. Дети , включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.
 
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом. А создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
 
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
 
Л.В.Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
·       настольный театр игрушек
·       настольный театр картинок
·       стенд – книжка
·       фланелеграф
·       теневой театр
    
 
 
 Л.В.Артемова предлагает следующую классификацию игр – драматизаций:
·       игры – драматизации с пальчиками
·       с куклами бибабо
·       импровизация
в традиционной педагогике игры – драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
 
Технология организации театрализованных игр
·       содержательность и разнообразие тематики
·       постоянное , ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей , как и сюжетно – ролевые игры
·       максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр
·       сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности
 
 
 
 
3.   Игрушки учат говорить.
 
В раннем детстве задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми приемами.
Игровые средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно – действенное мышление. Формируя у них лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только для них прочитать , рассказать, необходимо показать.
При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу:
·       он должен быть оформлен эстетически;
·       вызывать конкретные образы;
·       будить мысль
 
Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и использовании. Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что при работе с ним можно показывать не всякие произведение, так как картинки на нем статичны и только иллюстрируют рассказ воспитателя. Необходимо помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны, исполнены в одной манере.
 
Театр масок. В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр – инсценировок, и даже настоящие спектакли.
 
Теневой театр. Представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне , оставляют тени.
 
Картонажный театр. Используются плоские и объемные фигурки – куклы. Декорации располагаются на картонном круге. Круг вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать их движущимися.
 
Дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, пастель, мебель, посуда, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игр, для решения задач активизации в речи детей названия орудий труда и профессий.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков.
 
Пальчиковые игры. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг.
Этот фант должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.
С помощью пальчиковых кукол руки детей превращаются в смешных человечков или зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.
 
 
 Материал подготовила воспитатель 2 квалификационной категории                                  Тухтаманова И.А.
 
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области