|
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
|
Консультации для педагогов.
1. Роль сказка - терапии в воспитании детей дошкольного возраста
Сказка- терапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром ,развития речи детей, умение отвечать на вопросы, пересказ и т.д.
Выявляют несколько приемов работы над сказкой:
· рассказывание сказки по определенной проблеме
· обсуждение сказки, ответы на вопросы
· высказывание ребенком своего мнения об услышанном
· сочинение новой концовки сказки
· рисование
· драматизация сказки
Анализ сказок позволяет понять , что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. После прослушивания сказки детям задают вопросы:
· как вы думаете, о чем ( про что, кого) эта сказка?
· кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
· как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
· придумайте, что было бы, если бы герой не совершил этого поступка?
· как вы думаете, если в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие), что это была бы за сказка?
· Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Практический материал предоставляется в виде картотеки сказок, книжек – самоделок, видеозаписей, книг , разных видов театра, фотографий и т.д
Технология использования «сказка -терапии» в играх может быть представлена в несколько этапов:
1. знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание картин и иллюстраций)
2. знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок)
3. подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрыванию сюжета сказки, театрализованной игры
Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов:
· надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятельность самих детей
· воздействуя на ребенка через игру, воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет роль только организатора и регулятора взаимоотношений
· игра, конечно, ведущий вид деятельности. В частности, продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в развитие личности.
2. Театр и театрализованные игры в детском саду.
Дошкольники, как правило , бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол. Дети , включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры – драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом. А создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В.Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
· настольный театр игрушек
· настольный театр картинок
· стенд – книжка
· фланелеграф
· теневой театр
Л.В.Артемова предлагает следующую классификацию игр – драматизаций:
· игры – драматизации с пальчиками
· с куклами бибабо
· импровизация
в традиционной педагогике игры – драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Технология организации театрализованных игр
· содержательность и разнообразие тематики
· постоянное , ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей , как и сюжетно – ролевые игры
· максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр
· сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности
3. Игрушки учат говорить.
В раннем детстве задачи речевого развития успешно решаются в предметной деятельности. Речевая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов в сочетании с игровыми приемами.
Игровые средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Не стоит забывать, что у детей данного возраста наглядно – действенное мышление. Формируя у них лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только для них прочитать , рассказать, необходимо показать.
При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу:
· он должен быть оформлен эстетически;
· вызывать конкретные образы;
· будить мысль
Фланелеграф. Он наиболее прост в изготовлении и использовании. Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что при работе с ним можно показывать не всякие произведение, так как картинки на нем статичны и только иллюстрируют рассказ воспитателя. Необходимо помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны, исполнены в одной манере.
Театр масок. В театре масок можно показать очень много сказок в виде игр – инсценировок, и даже настоящие спектакли.
Теневой театр. Представляет собой экран, на котором плоские картонные фигурки, прикасаясь к его обратной стороне , оставляют тени.
Картонажный театр. Используются плоские и объемные фигурки – куклы. Декорации располагаются на картонном круге. Круг вращается и помогает мгновенно менять декорации, а в некоторых сценах показать их движущимися.
Дидактически оборудованная кукла (одежда, обувь, пастель, мебель, посуда, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. Можно изготовить такую куклу с одеждой для различных сезонов или для игр, для решения задач активизации в речи детей названия орудий труда и профессий.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков.
Пальчиковые игры. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в мозг.
Этот фант должен учитываться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка речевого развития.
С помощью пальчиковых кукол руки детей превращаются в смешных человечков или зверушек, которые могут разыгрывать забавные сценки, танцевать.
Материал подготовила воспитатель 2 квалификационной категории Тухтаманова И.А.
|