|
Социально- психологические проявления агрессии
в дошкольном возрасте
|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Социально- психологические проявления агрессии
в дошкольном возрасте.
.
Дошкольный возраст- это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребёнка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своём поведение. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своём ребёнке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерётся, дразнится, воспитателя не слушает, грубит. А иногда ни с того ни с сего расплачется, не остановить!». В.В.Лебединский отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребёнка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных и личностных кризисов. Проблема агрессивности в младшем дошкольном возрасте совпадает с кризисом трёх лет. Как считал Д.Б.Эльконин, кризис трёх лет- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего «Я».
Э.Клер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса:
- негативизм – это проявление в поведении ребёнка, когда он хочет сделать что- либо только потому, что это предложил кто- то из взрослых, т.е это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;
- упрямство- это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём- либо не потому что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал. Т.е. реакция на своё собственное решение, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест- бунт, стремление к деспотизму;
- строптивость- носит безличный характер, она направлена против норм воспитания, установленных для ребёнка;
- своеволие- заключается в стремлении ребёнка к самостоятельности.
«Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,»- писал Л.С. Выготский. Ребёнок, не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому, создаётся впечатление, что ребёнок резко изменился на протяжении некоторого времени. Из «бэби», которого носили на руках, он превратился в строптивого, упрямого, негативного, отрицающего, ревнующего или деспотичного ребёнка, так что сразу весь его облик в семье меняется.
В кризисе трёх лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребёнок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно- волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребёнка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребёнка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребёнка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникает в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.
Как уже было описано выше, ребёнок приходит в наш мир взрослых с «проблемным» поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно- эмоционально- волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями. С одной стороны, самостоятельность ребёнка во всём, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых требуется быть ещё более внимательными и сочувствующими ребёнку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием, но именно в этот период детства родители «консолидируются» и все вместе начинают подавлять «самоутверждение ребёнка» используя любые средства. От детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную «покорность». Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми , дети, всё- таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребёнка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним. В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребёнка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к нему.
Возможно ли, воспитывая ребёнка совсем избежать проявлений агрессивности? Как ни трудно с этим согласиться, но некоторое количество агрессивности просто необходимо. Даже в самых лучших семьях при воспитании ребёнка невозможно удовлетворение всех его потребностей. Неизбежно будут ограничения и разочарования. А, следовательно, родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей.
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребёнком и друг другом из- за его воспитания. В этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семьье у ребёнка культивируется и усиливается неумение сдержмвать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят её на своё ближайшее окружение- сверстников. И. хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми «взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире»(Д.Б.Эльконин).
Каковы же особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте?
Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, её не стоит корректировать..
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности? Гнев- одна из основных и важнейших эмоций человека. В обычной жизни редко говорят «я гневаюсь», чаще можно услышать «я злюсь».итак, агрессии не бывает без эмоции гнева. Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действия. Но возникает оно несколько позже, когда ребёнок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребёнка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.
Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого- то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребёнок в своих неудачах, переживаемых им не комфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то гнев и агрессия будут вызываться ими. Препятствие в достижении цели так же может являться причиной гнева.
Как поступить, если в ответ на ваши запреты ребёнок впадает в истерику?
В данной ситуации существует ряд советов: не отменяйте немедленно своих решений, не берите ребёнка насильно на руки, если просится сам – возьмите обязательно. Таким образом, малыш хочет найти поддержку, извиниться, и для вас это шанс наладит эмоциональный контакт с разбушевавшимся малышом. Не старайтесь поднять ребёнка с пола, не оставляйте ребёнка одного, следите за своим эмоциональным состоянием- ребёнка одного оставлять не стоит, но если вы чувствуете, что находитесь «на грани» выйдите из комнаты, чтобы прийти в себя, переключите внимание ребёнка. Если ребёнок кричит, валяется на полу или швыряется в окружающих различными предметами, не ругайтесь на него, а попробуйте понять: «Что сейчас чувствует кроха? Как бы я повела себя на его месте?». Чувство эмпатии (способности сопереживать), терпение и желание вникнуть в детские проблемы творят чудеса.
В дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности. В первую очередь- это потребность в движениях. Быстрый физический рост и расширение репертуара движений приводят к тому, что ребёнок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмичную музыку. Про такого ребёнка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановить! Кажется, что он готов «стоять на ушах» двадцать четыре часа в сутки!» Взрослым приходится насильно ограничивать двигательную активность ребёнка. А его реакция на любое ограничение- гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часто выражается в конфликтности ребёнка с ними: вспышки раздражения, протест, неподчинение.
Как же быть родителям в этой ситуации? Для начала просто необходимо понять и принять то, что возросшая двигательная активность ребёнка- это всего лишь период в его жизни. Обычный, нормальный период, подобный периодам «ползания на четвереньках», «обучения ходьбе» и т.п. Это период проходящий, но он необходим каждому ребёнку, чтобы изучить, освоить новые возможности своего тела.
Как можно помочь ребёнку, часто проявляющему агрессивность?
В первую очередь, родители (желательно, уже с самого рождения ребёнка) должны стараться развивать в себе способность чувствовать, что их ребёнок хочет выразить. От того насколько благоприятны отношения между ребёнком и родителями, будет зависеть частота и интенсивность враждебных реакций ребёнка. В психологической практике есть такое понятие «проработка». Это анализ, исследование неприятного опыта, с целью узнать причину поступка (или поступков), обсудить возможные последствия, и через это приобрести навык преодоления ситуации, в которой ребёнок чувствует себя беспомощным. Вам не нравится, что он сильно шумит, громко кричит, носится по комнате и всё переворачивает «вверх дном»? причём делает это постоянно и не хочет заниматься ничем другим? Наберитесь терпения, постарайтесь в данный конкретный момент не тормозить эту двигательную активность, а спокойно дождаться, когда ребёнку самому надоест «беситься». А за тем, в «спокойный» период, когда вы и ваш ребёнок будете настроены на общение друг с другом, заключите совместный договор по поводу будущих «вспышек» двигательной активности. Этот договор может звучать, например, так: «давай договоримся, что сейчас, в течение пятнадцати минут, ты можешь делать в этой комнате всё, что тебе захочется (кричать, валяться, бегать, топать), а потом ты сам всё уберёшь за собой, и мы с тобой сядем и вместе почитаем, договорились?»
Желательно, чтобы после периода такой двигательной активности следовал период спокойной деятельности, например, чтение, конструирование, рисование. Хорошо, если вы займётесь этим вместе, тогда ребёнок поймёт, что вы не в обиде на него за его шум и возню и готовы к общению.
Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте,- это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимы, всё делать самому. Здесь вспышки агрессии- это чаще всего протест против помощи родителей в каком- либо деле, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребёнка что- то делать, считая эти действия необходимыми. Причём этих принуждений бывает так много, что ребёнок начинает, открыто протестовать против них. В таких ситуациях родители должны помнить, что повышение голоса, дальнейшее принуждение к действию(«ты всё равно сделаешь так, как хочу я»)- это самые неэффективные способы преодоления агрессивного поведения. Если реакция агрессии началась, необходимо дать ребёнку возможность выплеснуть её. Но не на вас, а на другие объекты. Вы можете предложить ребёнку, например, разорвать на мелкие кусочки газету; поколотить огромную подушку; лёжа на спине, одновременно бить по ковру и руками и ногами, крича при этом «нет, нет, нет…» нарисовать свою обиду и разорвать рисунок. И только когда ребёнок успокоится, обсудите с ним различные альтернативы выполнения вашего требования и договоритесь о возможном наказании за подобные истерики. Пусть он сам предложит вам вариант наказания, и вы примете решение вместе. Зная о реальных последствиях истерик, о наказании, которое заранее обговорено, в будущем ребёнок сам будет удерживаться от истеричных реакций (при условии, что истерика- не единственный способ привлечь к себе ваше внимание).
Ещё одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте- потребность в общении со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:
· желание вступить в контакт;
· умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации);
· знание норм и правил общения.
Если эта способность не сформирована, если ребёнок не обучен адекватным средствам общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками стремится приобрести популярность в группе. Для родителей важно определить причину агрессивности своего ребёнка (а здесь причина- желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его другим способам завоевания авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.
В любом случае, если агрессия проявляется так или иначе в поведении вашего ребёнка, то, какова бы ни была её причина (явная или скрытая ), родителям необходимо на личном примере показывать своему ребёнку эффективное поведение: умение управлять своей агрессией, выражать её в допустимой форме. Необходимо, чтобы ваш ребёнок чувствовал, что вы любите, цените его, принимаете его таким, какой он есть. Тогда вместе вам легче будет справиться с любым нежелательным поведением. Зачастую дети испытывают трудности при выражении своих чувств. Ребёнок говорит: «Я тебя ненавижу1»- амбивалентность (одновременная любовь и злоба, а иногда и ненависть) часто возникает во взаимоотношениях с очень близкими и важными для человека людьми: такое иногда происходит между родителями и детьми, сёстрами и братьями, супругами. Не стоит в такой ситуации говорить ребёнку: «Я тебе не верю, я знаю, ты не хотел сказать этого», потому что в действительности ребёнок может иногда испытывать чувство ненависти к родителям. Таким образом, поставив под сомнение то, как ребёнок оценил свои чувства, мать учит его отрицать то, что он реально испытывает. Возможный вариант ответа такой: «Как жаль, что ты так сердит на меня. Но хорошо, что это редко случается. Знаешь, я иногда тоже, бывает злюсь на тебя, но тогда я вспоминаю, что ты не нарочно меня сердишь, что ты любишь меня». Открытый, положительно окрашенный разговор со своим ребёнком, поможет не только «проработать» болезненные переживания враждебности и ненависти ребёнка, но и укрепить эмоциональные связи.
Все наши психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физиологическими изменениями, которые проявляются через тело, мышцы. Если мы не выразим свой гнев прямо, то он выразит себя способом, который, скорее всего, окажется вредным для нас, нашего здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребёнка, нужно помочь ему овладеть способами выражения негативных чувств, приемлемыми для общества.
Как надо вести себя с агрессивным ребёнком? Первым делом нащупать все болевые точки, нормализовать семейные отношения, ликвидировать все агрессивные формы поведения среди взрослых, помня, что ребёнок, подражая, видит всё. Что- то, требуя от ребёнка, учитывать возможности его, а не то, как вам хотелось бы это видеть. Попытаться погасить конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло. Дать понять ему, что он любим, научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад. При драчливости ребёнка главное- не разъяснить, а предотвратить удар. Помнить, что и слово может ранить малыша, необходимо научиться понимать ребёнка, принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми его недостатками.
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории М.А.Чернышова.
|