Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области



| Новости | Актуальные темы | Визитная карточка | Наш сад | Локальные нормативные акты СПДС | Наша жизнь | Полезные ссылки | Наши партнеры | Обратная связь |

Главная : / Актуальные темы /

   
Статья Шандер И.В.
14.05.2012 10:22


Шандер Инна Викторовна
                           воспитатель I категории ГБОУ СОШ села Подстепки,
СПДС «Золотой ключик»
 
Использование приемов ОТСМ -ТРИЗ- РТВ
для развития творческих способностей у детей.
        Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
       Занимаясь художественным творчеством, ребёнок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту и в обыденном, развивает память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не исключительно художникам, они полезны любым специалистам.
        С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Меня как педагога всегда волновал вопрос о стереотипности детского рисунка. Работая воспитателем, я отмечала, что дети выполняют программу по изобразительной деятельности, умеют пользоваться изобразительными материалами, но в их работах нет творческого подхода. На выставках детских работ я наблюдала совершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности. Они повторяли образец воспитателя, как будто в мире нет разнообразия. Чтобы увести детей от стереотипного мышления я поставила перед собой несколько задач:
1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;
2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.
В нашем детском саду «Золотой ключик» работает кружок по изобразительной деятельности «Радуга». Цель кружка – формирование творческих способностей детей и развитие мелкой моторики пальцев рук посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. В работе своего кружка «Радуга» я использую нетрадиционные материалы, они позволяют расширить выбор техник изображения при выполнении детьми творческих работ. Очень привлекают детей нетрадиционные изобразительные техники. Дети буквально на «УРА» принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.
       Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т.д.). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения. В художественном творчестве я использую такие техники:
Рисование:
·        Тычокжёсткой полусухой кистью
·        Пальчиковая живопись
·        Рисование ладошками
·        Оттиск печатками
·        Восковые мелки +акварель
·        Граттаж
·        Печатание листьями
·        Пластилинография
·        Кляксография
·        Ниткография
·        Монотипия
Лепка:
·        Тестопластика
Аппликация:
·        Волшебные верёвочки
·        Бумагопластика
·        Модульная аппликация
·        Квиллинг
·        Коллаж (трубочки, макароны, поролон, кожа, ткань, пробки, пайетки).
 
Есть у нашего кружка «Радуга» творческие успехи:
§      Выставка детских работ «Волшебный вернисаж»-окружная педагогическая конференция с.Хрящёвка
§       Выставка детских рисунков по ПДД «Улица глазами детей»-Ставропольское РОВД г.Тольятти
§       Выставка поделок «Мир отстояли – мир сохраним»-окружной Фестиваль детского творчества «Весёлые нотки» г.Жигулёвск
§       Районный фестиваль «Ступеньки к звёздам» дипломы за 1, 2 и 3 места.
 
        Работа в данном направлении помогла мне понять, что для развития творческих способностей дошкольника нужен иной взгляд на общение с ним, отличный от традиционных рассказов и показов. Главным в развитии детского воображения считаю применение нетрадиционных технологий и техник в разных видах изобразительной деятельности, приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей детей. Коллектив нашего детского сада включает в свою работу ОТСМ-ТРИЗ-РТВтехнологии  с использованием следующих методов:
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) кольца Луллия;
4) морфологические таблицы;
5) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки,метафоры, творческие сочинения покартине).
       Эффективным средством усвоения имен признаков объектов является составление загадок по предложенным алгоритмам. Так, например, по теме «Грустная осень» в средней группе детям предлагается немного погрустить под музыку вместе с осенью. Далее дети составляют загадку про туман, таким образом, рождается художественный образ серого цвета, это туман, это огромный слон, это одеяло, покрывающее город. Цвета могут быть веселые и грустные, громкие и тихие, задумчивые, дружелюбные, торжественные, свежие, нежные.
Беседуя с детьми по теме «Разнообразие цветовой гаммы времен года» мы пытаемся составлять гаммы цветов осени, зимы, весны. Морфологические дорожка или «волшебная дорожка» удобна не только для сочинения сказок. Проведем по ней красавицу – Весну и увидим, как меняется с ее приходом цвет неба, земли, деревьев, одежды людей. Так мы составляем весеннюю цветовую гамму в подготовительной группе.
         Я активно используют в своей работеморфологические таблицы.Например,  рассуждая по теме «Воспоминания о лете» на морфологической таблице по вертикали расположим техники выполнения (рисование, аппликация, конструирование), по горизонтали-материалы (краски, пластилин, природный материал и т. д.). Каждый ребенок самостоятельно выбирает технику и материал. В результате каждая работа получается неповторимой. Мы с ребятами с удовольствием создаём необычные и неповторимые открытки к различным праздникам. Дети с радостью и интересом включаются в процесс, приносят из дома различный бросовый материал, создавая затем свои маленькие «шедевры».Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивает комбинаторику. Цель использования:  формировать у детей умение давать большое количество различных категорий ответов в рамках заданной темы; создавать условия для оценки ребёнком полученных идей. Развивать умение детализировать наиболее удачные. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обращение и активизация словарного запаса.
          Ознакомив детей с разными изобразительными техниками, добилась того, что дети самостоятельно смешивают краски, умеют получать оттенки, создают неповторимые, не похожие один на другой сюжеты в своих рисунках. Из лексикона старших дошкольников исчезла фраза «Я не умею рисовать». Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь. 
Одновременное использование вышеперечисленных приемов с воспитателями и другими специалистами детского сада значительно повышает эффективность образовательного процесса, что подтверждается диагностическими данными. Работа в этом направлении продолжается.
Список использованной литературы.
 
1.     Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
2.     Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду 1,2 часть
3.     Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности
4.     Меерович М.И. Теория решения изобретательских задач



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области