Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Новости
Актуальные темы
Визитная карточка
Наш сад
Локальные нормативные акты СПДС
Наша жизнь
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Формирование у детей 4-го года жизни представлений об объектах живой природы используя технологию ОТСМ -ТРИЗ и РТВ


Формирование у детей 4-го года жизни
представлений об объектах живой природы используя технологию
ОТСМ -ТРИЗ и РТВ 
Младший дошкольный возраст – это возраст, когда дети только начинают свое путешествие в удивительный мир природы. У них формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т.е. экологические знания. Ребенок 3-4 лет склонен удивляться тому, что его окружает, воспринимает природу очень эмоционально, задает разные вопросы. У детей появляется потребность в активных самостоятельных действиях. Именно в совместной с взрослым деятельности ребенок осваивает новые способы и приемы взаимодействия с окружающим миром, учится проявлять симпатию, элементарное сочувствие, заботу к объектам живой природы. Дети 3-4 лет в первую очередь «деятели», а не слушатели и наблюдатели. Я в своей работе использую систему развивающих игр и упражнений технологии ОТСМ-ТРИЗ, в которых работа по ознакомлению детей с природой тесно связана с развитием сенсорных способностей малышей, а также с развитием простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дидактические игры  и игровые упражнения природоведческого содержания для детей 3-4 лет
ЖИВАЯ – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
«Живое –и неживое»
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты окружающего мира, закреплять знание потребностей объектов живой природы: питание, влага, воздух, свет.
Материал: карточки с изображением объектов природы
Игровое действие: найти друзей Дуба и камня Лежача.
«Что лишнее?»
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы.
Материал: набор карточек с изображением 3 объектов природы, 4-ый объект в ряду – относится к неживой природе.
Игровое действие: найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой.
«Живая природа»
Цель: формировать представления детей об объектах живой природы, упражнять в различении и называние конкретных видов растений и разных групп животных.
Материал: карточки с изображением  растений и животных, разрезные картинки.
Игровое действие: заполнить как можно быстрее игровое поле своей карточки.
«Мир вокруг нас»
Цель: упражнять в различении и называние объектов живой природы, развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: карточки с  теневым и цветным изображением объектов
Игровое действие: найти к теневой карте аналогичную цветную.
МИР ЖИВОТНЫХ
«Помоги найти маму»
Цель: упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.
Игровое действие (проблемная ситуация): детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти.
«Что есть у животных?»
Цель: закреплять знание характерных видовых признаков животных: особенности строения, части тела, назначение жизненно важных органов.
Материал: круги Луллия с картинками  животных, частей их тела.
Игровое действие: найти и назвать, чей это хвост (уши т .п.), рассказать, зачем эта часть тела нужна животному.
«Угадай по описанию»
Цель: упражнять в умении узнавать животное по характерным признакам, развивать слуховое внимание.
Материал: игрушки, изображающие животных
Игровое действие: воспитатель выставляет перед детьми 4-6 игрушек-животных, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, кого из представленных животных загадал воспитатель.
«Угадай, кто лишний»
Цель: упражнять в умении классифицировать животных: звери, птицы, рыбы; учить находить лишний объект из группы.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на квадратиках – изображения животных, 3 из них принадлежат одной группе, 4 - лишняя. Маленькие карточки с изображением животных.
Игровое действие: найти лишнее животное, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных животных, например: воробей, синица, ворона, слон -   закрыть карточку «слон» картинкой птицы.
 «Кто что ест?»
Цель: уточнить знания детей о названиях животных, их потребности в питании.
Материал: круги Луллия с картинками  животных, изображенной пищей.
Игровое действие: совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи.
«Кто как передвигается?»
Цель: уточнить знания детей о животных, способах их передвижения, ввести в активный словарь слова, обозначающие действия.
Материал: карточки с изображением животных (белка, медведь, пчела, гусеница и т.п.).
Игровое действие: педагог задает вопросы, например: у кого животное, ползущее по земле? – ребенок поднимает картинку или наоборот: педагог показывает картинку, спрашивает, что это за животное и как передвигается.
«Чей домик?»
Цель: закреплять знания детьми названий животных, их места обитания, жилищах.
Материал: круги Луллия с картинками  животных, их жилищем.
Игровое действие: совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем.
«Отгадай. Кто это?»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных, учить рассказывать о животном по именам признакам, ввести в активный словарь слова, обозначающие качество и свойства
Материал: карточки с изображением животных, модель имен признаков.
Игровое действие: ребенку предлагается загадать загадку о животном, описывая его по модели с небольшой помощью взрослого, другие дети отгадывают.
МИР РАСТЕНИЙ
«Угадай, что где растет»
Цель: совершенствовать знания детей о месте произрастания растений, активизировать словарь
Материал: мяч
Игровое действие: дети стоят в кругу. Воспитатель кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растут растения, например: сад, огород, поле, лес. Ребенок, кидая мяч взрослому, называет растение: сад – яблоко, огород – капуста и т.д.
«Угадай по описанию»
Цель: упражнять в умении узнавать и называть растение по характерным признакам.
Материал: карточки с изображением растений
Игровое действие: воспитатель выставляет перед детьми 4-6 карточек с изображением
растений, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, что из представленных  растений загадал воспитатель.
«С какой ветки детки»
Цель: развивать умение детей узнавать и называть деревья по характерным признакам: листьям, плодам. Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие названия деревьев, их плоды и семена.
Материал: карточки с изображением листьев, плодов и семян, деревьев.
Игровое действие (проблемная ситуация): упали листья (плоды, семена), помогите им найти каждому свое дерево.
«Найди, чего не хватает»
Цель: упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на 3 квадратиках – изображения растений, 4 - пустой. Маленькие карточки с изображением растений.
Игровое действие: на пустую часть карточки подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: береза, дуб, рябина …. ель; или: морковь, редиска, картофель … лук.
«Раз, два, три, к …   беги»
Цель: закреплять умение узнавать, находить и называть растения ближайшего окружения.
Игровое действие: на слова воспитателя дети должны быстро найди названное растение, и подбежать к нему. Выигравшим считается тот, кто оказался у растения первым.
«Угадай, кто лишний»
Цель: упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на квадратиках – изображения растений; 3 из них принадлежат одной группе, 4 - лишнее. Маленькие карточки с изображением растений.
Игровое действие: найти лишнее растение, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например:
«Ромашка, василек, роза, береза, - картинку «береза» закрыть изображением цветка.
 
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Стенькина В.А.
 
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области