|
Формирование у детей 4-го года жизни представлений об объектах живой природы используя технологию ОТСМ -ТРИЗ и РТВ
|
Формирование у детей 4-го года жизни
представлений об объектах живой природы используя технологию
ОТСМ -ТРИЗ и РТВ
Младший дошкольный возраст – это возраст, когда дети только начинают свое путешествие в удивительный мир природы. У них формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т.е. экологические знания. Ребенок 3-4 лет склонен удивляться тому, что его окружает, воспринимает природу очень эмоционально, задает разные вопросы. У детей появляется потребность в активных самостоятельных действиях. Именно в совместной с взрослым деятельности ребенок осваивает новые способы и приемы взаимодействия с окружающим миром, учится проявлять симпатию, элементарное сочувствие, заботу к объектам живой природы. Дети 3-4 лет в первую очередь «деятели», а не слушатели и наблюдатели. Я в своей работе использую систему развивающих игр и упражнений технологии ОТСМ-ТРИЗ, в которых работа по ознакомлению детей с природой тесно связана с развитием сенсорных способностей малышей, а также с развитием простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дидактические игры и игровые упражнения природоведческого содержания для детей 3-4 лет
ЖИВАЯ – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
«Живое –и неживое»
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты окружающего мира, закреплять знание потребностей объектов живой природы: питание, влага, воздух, свет.
Материал: карточки с изображением объектов природы
Игровое действие: найти друзей Дуба и камня Лежача.
«Что лишнее?»
Цель: упражнять в умении классифицировать объекты природы, учить находить лишний объект из группы.
Материал: набор карточек с изображением 3 объектов природы, 4-ый объект в ряду – относится к неживой природе.
Игровое действие: найти лишний объект, назвать его, объяснить, свой выбор, закрыть подходящей картинкой.
«Живая природа»
Цель: формировать представления детей об объектах живой природы, упражнять в различении и называние конкретных видов растений и разных групп животных.
Материал: карточки с изображением растений и животных, разрезные картинки.
Игровое действие: заполнить как можно быстрее игровое поле своей карточки.
«Мир вокруг нас»
Цель: упражнять в различении и называние объектов живой природы, развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: карточки с теневым и цветным изображением объектов
Игровое действие: найти к теневой карте аналогичную цветную.
МИР ЖИВОТНЫХ
«Помоги найти маму»
Цель: упражнять в умении по картинке находить маму детеныша, закреплять названия животных и их детенышей.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.
Игровое действие (проблемная ситуация): детеныши потеряли своих мам, помоги им их найти.
«Что есть у животных?»
Цель: закреплять знание характерных видовых признаков животных: особенности строения, части тела, назначение жизненно важных органов.
Материал: круги Луллия с картинками животных, частей их тела.
Игровое действие: найти и назвать, чей это хвост (уши т .п.), рассказать, зачем эта часть тела нужна животному.
«Угадай по описанию»
Цель: упражнять в умении узнавать животное по характерным признакам, развивать слуховое внимание.
Материал: игрушки, изображающие животных
Игровое действие: воспитатель выставляет перед детьми 4-6 игрушек-животных, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, кого из представленных животных загадал воспитатель.
«Угадай, кто лишний»
Цель: упражнять в умении классифицировать животных: звери, птицы, рыбы; учить находить лишний объект из группы.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на квадратиках – изображения животных, 3 из них принадлежат одной группе, 4 - лишняя. Маленькие карточки с изображением животных.
Игровое действие: найти лишнее животное, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных животных, например: воробей, синица, ворона, слон - закрыть карточку «слон» картинкой птицы.
«Кто что ест?»
Цель: уточнить знания детей о названиях животных, их потребности в питании.
Материал: круги Луллия с картинками животных, изображенной пищей.
Игровое действие: совместить на кругах картинку животного с соответствующей для него картинкой пищи.
«Кто как передвигается?»
Цель: уточнить знания детей о животных, способах их передвижения, ввести в активный словарь слова, обозначающие действия.
Материал: карточки с изображением животных (белка, медведь, пчела, гусеница и т.п.).
Игровое действие: педагог задает вопросы, например: у кого животное, ползущее по земле? – ребенок поднимает картинку или наоборот: педагог показывает картинку, спрашивает, что это за животное и как передвигается.
«Чей домик?»
Цель: закреплять знания детьми названий животных, их места обитания, жилищах.
Материал: круги Луллия с картинками животных, их жилищем.
Игровое действие: совместить на кругах картинку животного с соответствующим жилищем.
«Отгадай. Кто это?»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных, учить рассказывать о животном по именам признакам, ввести в активный словарь слова, обозначающие качество и свойства
Материал: карточки с изображением животных, модель имен признаков.
Игровое действие: ребенку предлагается загадать загадку о животном, описывая его по модели с небольшой помощью взрослого, другие дети отгадывают.
МИР РАСТЕНИЙ
«Угадай, что где растет»
Цель: совершенствовать знания детей о месте произрастания растений, активизировать словарь
Материал: мяч
Игровое действие: дети стоят в кругу. Воспитатель кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растут растения, например: сад, огород, поле, лес. Ребенок, кидая мяч взрослому, называет растение: сад – яблоко, огород – капуста и т.д.
«Угадай по описанию»
Цель: упражнять в умении узнавать и называть растение по характерным признакам.
Материал: карточки с изображением растений
Игровое действие: воспитатель выставляет перед детьми 4-6 карточек с изображением
растений, загадывает описательную загадку. Дети выбирают, что из представленных растений загадал воспитатель.
«С какой ветки детки»
Цель: развивать умение детей узнавать и называть деревья по характерным признакам: листьям, плодам. Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие названия деревьев, их плоды и семена.
Материал: карточки с изображением листьев, плодов и семян, деревьев.
Игровое действие (проблемная ситуация): упали листья (плоды, семена), помогите им найти каждому свое дерево.
«Найди, чего не хватает»
Цель: упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на 3 квадратиках – изображения растений, 4 - пустой. Маленькие карточки с изображением растений.
Игровое действие: на пустую часть карточки подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например: береза, дуб, рябина …. ель; или: морковь, редиска, картофель … лук.
«Раз, два, три, к … беги»
Цель: закреплять умение узнавать, находить и называть растения ближайшего окружения.
Игровое действие: на слова воспитателя дети должны быстро найди названное растение, и подбежать к нему. Выигравшим считается тот, кто оказался у растения первым.
«Угадай, кто лишний»
Цель: упражнять в умении классифицировать растения: деревья, цветы, кусты; 2 вариант: по месту произрастания: растут в земле, на земле, на дереве, на кустах, в воде.
Материал: карточки, разделенные тремя вертикальными линиями, на квадратиках – изображения растений; 3 из них принадлежат одной группе, 4 - лишнее. Маленькие карточки с изображением растений.
Игровое действие: найти лишнее растение, вместо него подобрать маленькую картинку, в соответствии с группой изображенных растений, например:
«Ромашка, василек, роза, береза, - картинку «береза» закрыть изображением цветка.
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Стенькина В.А.
|