Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируется основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек – часть живого мира природы. В дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и многообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Создать условия для развития основ экологической культуры, экологического сознания детей можно лишь при личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми. В общении стоит придерживаться принципа «не рядом и не над детьми, а вместе», проявляя уважение к личности каждого ребёнка. Педагог может использовать идеи и предложения детей при организации совместной деятельности, игры, при планировании занятий.
При составлении плана летней оздоровительной работы следует учесть, что летом дети большую часть времени проводят на участке. Включить в него не только ежедневные занятия физкультурой, массаж, закаливающие и водные процедуры, подвижные игры, но и различные мероприятия, которые помогут детям расширить знания и представления о природе, полученные в течение года. Можно наблюдать за
• цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стеблей, листьев, цветов, их формы, окраски; сравнение их с уже известными детям травянистыми растениями; определение условий произрастания);
• насекомыми: бабочками (окраска, своеобразие полёта, места приземления); муравьями, жуками, в том числе за божьими коровками.
Для активизации стремления детей к наблюдениям за природой используются вопросы или задания проблемного характера; сравнительные наблюдения; опытнические ситуации; совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений; различные игровые приёмы; моделирование.
Работу по ознакомлению детей с природой, по воспитанию у них заинтересованного и бережного отношения к растительному и животному миру, осознанного отношения к своему здоровью хорошо проводить во время развлечений и праздников. Их цель - расширить кругозор детей, вызвать эмоциональный отклик на их экологическое содержание.
|