Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Новости
Актуальные темы
Визитная карточка
Наш сад
Локальные нормативные акты СПДС
Наша жизнь
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Педагогическая деятельность и эмоциональная напряженность


Педагогическая деятельность
 и эмоциональная напряженность
  
 
«Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно
пребывать в радос­тном состоянии духа и никогда не горевать,
 где бы и в какое время мы не оказались».
Диоген
        
    Сегодня мы поговорим с вами о педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Точнее о эмоциональной напряженности,   тесно связанной с профессиональной деятельностью педагогов.
    Успешная профессиональ­ная педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не толь­ко к личностным качествам педагога, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педа­гог получает удовлетворение от своей работы, обладает высо­ким уровнем работоспособности, активности, творчества, стре­мится к совершенствованию. Однако у некоторых современ­ных педагогов в профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявля­ется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Велико влияние эмоци­ональной напряженности на деятельность педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессио­нального труда ведет к ухудшению результатов их деятельнос­ти, к снижению работоспособности, появлению нехарактер­ных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напря­женной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подав­ленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоцио­нальная напряженность достигает критического момента и ре­зультатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональ­ный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происхо­дит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повыша­ется и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяю­щиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективно­сти деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части педагогов процесс эмоционального напряжения выливается в общую не­удовлетворенность собственной профессией. Характерно, что многие педагоги не применяют никаких мер по предотвраще­нию эмоциональной напряженности.
    В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога. Развитию данного качества необходимо уделять особое внимание.
    Большинство исследователей сходятся во мнении, что при­чины напряженности педагогической деятельности обусловле­ны объективными и субъективными факторами. Под объек­тивными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельно­сти (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми труд­ными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особен­ности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной дея­тельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.
При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека за­висит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.
    К напряженным ситуациям педагогической деятельности ис­следователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
·        ситуации взаимодействия педагога с воспитанниками   (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований и т. д.);
·        ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ (резкие расхождения во мнени­ях, перегруженность поручениями, конфликты,    чрезмерный контроль за учебно-воспи­тательной работой, непродуманность нововведений в ДОУ и т. д.);
·        ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (расхождения в оценке воспитанника педагогом и родителями, не­внимание со стороны родителей к процессу воспитания и развития детей и т. д.).
    Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызы­вают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоционального напряжения, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).
Поведение современных педагогов нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием ее являются подавленность, несдержанность.
    Умение быть готовым к напряженным ситуациям педагогической деятельности необходимо формировать, и этому может способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций позволяет педагогам быть в курсе возможных напряженных ситуаций их деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения. Необходимо учить педагогов способам конструктивного разрешения конфликтов, методам, направленным на личностный рост ребенка и ориентированным на гуманистическую си­стему воспитания, демократизацию взаимоотношений с детьми Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предпо­лагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармониза­цию общения на основе позиционного сближения сторон.
    Деструктивные конфликты характеризуются использова­нием механизмов психологической защиты. При таком спо­собе все усилия направляются не на уст­ранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоцио­нального напряжения (обвинение другого, «уход от конф­ликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.).
Установлено, что деструктивный конфликт обычно связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентричес­кой направленности, несогласованность самооценки, ориен­тация на негативные стороны других людей. 
Преобладание у педагогов психозащитных техник в реше­нии сложных педагогических ситуаций, и как следствие, рост эмоционального напряжения и дискомфорта, приводит к мысли о необходимой профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано с помощью специального обучения по формирова­нию продуктивных способов разрешения педагогических кон­фликтных ситуаций и снятия эмоционального напряжения.
    Для развития эмоциональной устойчивости педагога совре­менная психологическая наука предлагает множество спосо­бов, анализ которых позволяет классифицировать их в две груп­пы: специфические и неспецифические способы. Специфические способы выражаются в адаптации к напря­женным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмо­циональной напряженности, а также в особом профессиональ­но-заостренном развитии качеств личности педаго­га: педагогической направленности, профессионального самосознания, коммуникативной компетентности и других. Не­специфические способы предполагают вооружение педагога умениями и навыками саморегуляции эмоционального состо­яния с целью профилактики и преодоления состояния эмоци­ональной напряженности (обучение приемам релаксации, спе­циальным физическим и дыхательным упражнениям, самокон­тролю эмоционального состояния, нахождению и снятию «мышечных зажимов» и т. п.).
Целенаправленное использование комплексной системы спе­цифических и неспецифических способов способ­ствует развитию эмоциональной устойчивости педагогов, снятию эмоционального напряжения.
    Из вышеобозначенного следует, что актуальность данной проблемы ведет к работе по    профилактике эмоционального напряжения педагогов. А это предполагает    продолжительную и организованную работу коллектива: администрации   и педагога -психолога ДОУ.
Задачи педагога-психолога — не только теоретически обосновать значимость эмоционального напряжения, но и подвести к осознанию своей ответственности за психологическую составляющую своего здоровья и здоровья другиз, тех, с кем в данный момент педагог находится в отношениях, хотя бы в рамках триады: педагоги, воспитанники, родители.
    Научиться управлять своими эмоциями. контролировать свое психическое состояние — это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Таким образом, содействуя психологической профилактике эмоционального напряжения, формированию эмоциональной устойчивости, педагог-психолог ДОУ содействует развитию личности педагогов, воспитанников и родителей.
 
    Как организована работа с педагогами по профилактике и снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоциональной устойчивости в нашем ДОУ я расскажу в следующей встрече.
 
С уважением педагог-психолог
МДОУ ЦРР «Золотой ключик» с. Подстепки
Екатерина Ивановна Вовчук
 
 
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области