|
Педагогическая деятельность и эмоциональная напряженность
|
Педагогическая деятельность
и эмоциональная напряженность
«Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно
пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать,
где бы и в какое время мы не оказались».
Диоген
Сегодня мы поговорим с вами о педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Точнее о эмоциональной напряженности, тесно связанной с профессиональной деятельностью педагогов.
Успешная профессиональная педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагога, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность педагогов. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженной ситуации педагог часто ощущает разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, отнюдь не приводит к успокоению. Наоборот, эмоциональное напряжение повышается и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния нередко приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т. д.), что в свою очередь негативно сказывается на эффективности деятельности и на взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у части педагогов процесс эмоционального напряжения выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией. Характерно, что многие педагоги не применяют никаких мер по предотвращению эмоциональной напряженности.
В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога. Развитию данного качества необходимо уделять особое внимание.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, то есть сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективными факторами обычно становятся особенности личности, провоцирующие чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности, — личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и другие) характеристики.
При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о «внешних» и «внутренних» факторов, о единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от его индивидуальных особенностей, мотивов поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:
· ситуации взаимодействия педагога с воспитанниками (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований и т. д.);
· ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в ДОУ и т. д.);
· ситуации взаимодействия педагога с родителями воспитанников (расхождения в оценке воспитанника педагогом и родителями, невнимание со стороны родителей к процессу воспитания и развития детей и т. д.).
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоционального напряжения, изменения в характере деятельности, нарушения поведения).
Поведение современных педагогов нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием ее являются подавленность, несдержанность.
Умение быть готовым к напряженным ситуациям педагогической деятельности необходимо формировать, и этому может способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций позволяет педагогам быть в курсе возможных напряженных ситуаций их деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения. Необходимо учить педагогов способам конструктивного разрешения конфликтов, методам, направленным на личностный рост ребенка и ориентированным на гуманистическую систему воспитания, демократизацию взаимоотношений с детьми Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон.
Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе все усилия направляются не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход от конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.).
Установлено, что деструктивный конфликт обычно связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей.
Преобладание у педагогов психозащитных техник в решении сложных педагогических ситуаций, и как следствие, рост эмоционального напряжения и дискомфорта, приводит к мысли о необходимой профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано с помощью специального обучения по формированию продуктивных способов разрешения педагогических конфликтных ситуаций и снятия эмоционального напряжения.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы. Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, а также в особом профессионально-заостренном развитии качеств личности педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, коммуникативной компетентности и других. Неспецифические способы предполагают вооружение педагога умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю эмоционального состояния, нахождению и снятию «мышечных зажимов» и т. п.).
Целенаправленное использование комплексной системы специфических и неспецифических способов способствует развитию эмоциональной устойчивости педагогов, снятию эмоционального напряжения.
Из вышеобозначенного следует, что актуальность данной проблемы ведет к работе по профилактике эмоционального напряжения педагогов. А это предполагает продолжительную и организованную работу коллектива: администрации и педагога -психолога ДОУ.
Задачи педагога-психолога — не только теоретически обосновать значимость эмоционального напряжения, но и подвести к осознанию своей ответственности за психологическую составляющую своего здоровья и здоровья другиз, тех, с кем в данный момент педагог находится в отношениях, хотя бы в рамках триады: педагоги, воспитанники, родители.
Научиться управлять своими эмоциями. контролировать свое психическое состояние — это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Таким образом, содействуя психологической профилактике эмоционального напряжения, формированию эмоциональной устойчивости, педагог-психолог ДОУ содействует развитию личности педагогов, воспитанников и родителей.
Как организована работа с педагогами по профилактике и снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоциональной устойчивости в нашем ДОУ я расскажу в следующей встрече.
С уважением педагог-психолог
МДОУ ЦРР «Золотой ключик» с. Подстепки
Екатерина Ивановна Вовчук
|