|
Взаимодействие учителя -логопеда с родителями
|
Взаимодействие учителя -логопеда с родителями
в процессе коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР.
Одним из важнейших направлений деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями - как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Родители в известной мере привыкают к речи детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. В связи с этим в ходе работы ставятся цели:
-оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям ;
-создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
-помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка;
-выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные ка-чества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком ;
-сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания;
-помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
-разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Значимость работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.
Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями:
- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется логопедом, прежде всего в беседах и на консультациях.
Эффективны и другие формы работы, которые проводятся в детском саду – наглядная агитация:
⇒ организация стендов в «Уголке для родителей», где помещаются сведения о результатах исправления неправильного звукопроизношения у каждого ребенка, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста, по речевым отклонениям, встречающихся у детей, причинах и способах устранения,
⇒ еженедельные задания, содержащие словарный и грамматический материал, который необходимо ребенку усвоить на данный момент.
⇒ проведение родительских собраний.
Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду, как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно со специалистами.
Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в октябре. К этому времени уже проведено обследование детей и родители знакомятся с его результатами, дается подробная характеристика общего и речевого развития каждого ребенка. В понятной и доступной форме раскрываются перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.
Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникают в процессе занятий и на которые следует дома обратить особое внимание.
Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации (отдельным детям) по закреплению пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
⇒ посещение открытых логопедических занятий родителями проводятся в течение всего учебного года. На этих занятиях родители знакомятся с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.
⇒ тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:
- речевые нарушения и причины их возникновения;
- плохая память у ребенка;
- когда начинать обучать ребенка чтению;
- как научить запоминанию стихов;
- как и что читать ребенку с нарушением
⇒ домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
⇒ домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
⇒ стало традицией проведение тематических встреч в семейной гостиной. На этих встречах родители совместно с детьми разучивают артикуляционную, дыхательную гимнастики. Учатся приемам массажа, знакомятся с нетрадиционными приемами коррекционной работы.
⇒ проводятся праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, создается благоприятный психо - эмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Желаем удачи.
|