|
Зачем нужны ловкие пальчики?
|
Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ.
Мелкая моторика исторически в ходе развития человечества тесно связана с функцией речи. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных и других движений развить первичный язык.
Невропатолог и психиатр В.Л.Бехтерев писал, что движения руки всегда были связаны с речью и способствовали ее развитию. Дети. У которых развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Исследования Т.П. Хризман, М.И.Звонаревой показали, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому. Развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями .Мелкую моторику рук развивают:
· Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
· Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручки (только под контролем взрослых);
· Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
· Рисование карандашом (фломастером, кистью и т.д.);
· Застегивание и застегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Необходимо все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой . и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа. Логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за не использования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левое, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Итак, развитие мелкой моторики рук необходимо и правшам, и левшам, так как дает возможность помочь детям:
· Сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
· Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
. Предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
· Развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
· Стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
· Играя, освоить начала геометрии как на плоскости, так и в пространстве;
· Научиться управлять своим телом, чувствовать себя умеренно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
|